olgaw (olgaw) wrote,
olgaw
olgaw

Category:

Ох уж это филиокве

Сдала наконец зачеты на курсах в Лавре и теперь могу опять наслаждаться - читать дальше Кураева «Вызов экуминизма».
А дальше о.Андрей перечисляет все те ошибочные богословские положения, которые были приняты католиками как результат приятия Филиокве. :

Отсутствие эпиклезы в латинской Литургии, совершаемой, по католическому средневековому учению, не снисхождением Духа, а силою полномочий священника. Закрытая антропологическая схоластика, считающая природной нормой человеческого бытия жизнь вне Бога, а Св. Дух относящая к числу «сверхприродных даров» в отличие от православной «открытой антропологии», считающей, что вне Бога, вне веяния Духа заболевает и искажается сама человеческая природа. Паламитский спор, латинофильствующие участники которого полагали, что непосредственное прикосновение к Божеству и познание Его невозможны, а «благодать», касающаяся человека, есть нечто «тварное». Юридическое понимание первородного греха, в котором по православной терминологии мы потеряли Богонаполненность, а по католической – приобрели виновность. Понимание папы, а не Духа, в качестве викария, заместителя Христа (который все-таки обещал послать ученикам Утешителя, а не папу). Догмат папской непогрешимости, который обязывает Духа («дышащего», где хочет) пребывать в некоем человеке только в силу его должности: !Бог излил Дух на тех, кому Он даровал должность (Эразм Роттердамский). Наконец, по интересной мысли Лосева, «в силу Филлиокве существует догмат о беспорочном зачатии Девы Марии».

Слов нет, согласна я с Кураевым. Да и не нужно даже быть богословом, чтобы видеть – на порядок лучше решены указанные вопросы в православии, чем в католичестве. Правда, в упор не вижу, как ошибки католиков вытекают именно из Филиокве, но я ж не богослов, Кураеву виднее. Как богослову – поверю ему на слово.
Но недавно дали мне еще одну интересную книжку, на этот раз католическую. И вот что я в ней прочла:

Кардинал Ньюмен выдвинул такой принцип:»Во все времена мерилом католического духа было состояние мирян».
«Великая задача Легиона Марии заключается в том, чтобы развивать у мирян сознание их религиозного призвания. Мы, миряне, склонны отождествлять Церковь со священством и монашеством, которым Господь, несомненно, даровал то, что мы называем призванием в узком смысле этого слова. Мы подсознательно склонны относить себя к безымянной массе людей, способных получить личное спасение, исполняя лишь ничтожную долю предписаний Церкви.
Мы забываем, что Господь зовет овец Своих по имени (Ин. 10,3) и что апостол Павел, который, как и мы, фактически не присутствовал на Голгофе, писал: «...живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Галл. 2,20).
Каждый из нас, будь он деревенский плотник, как Иисус Христос, или простая хозяйка, как Его Мать, призваны самим Богом любить Его и служить Ему тем делом, в котором другой может нас только превзойти, но не заменить. Никто, кроме меня, не может отдать мое сердце Богуили сделать за меня мою работу. Именно такое личное религиозное чувство воспитывается в Легионе. Члены его не могут оставаться пассивными или довольствоваться внешними проявлениями религиозности; она или он хотят чем-то быть и что-то делать для Бога. Религия для них уже не на втором месте, становится источником всей их деятельности, какой бы она не была. Уверенность в личном призвании неизбежно вызывает в человеке дух апостольства, желание посвятить себя делу Христа, следовать Его примеру и служить Ему, видя Его в последнем из Его братьев.
В этом отношении Легион заменяет мирянам монашеский орден, применяя идеал христианского совершенства к условиям жизни мирян и распространения царства Христа в современном обществе».(Альфред О’Рахилли).
(Легион Пресвятой Богородицы. Официальное руководство.
Да, миряне – «избранный род, святое священство», призванное также стать «солью земли» и «светом миру». Их особое призвание и предназначение – воплощать Евангелие в жизни, благодаря чему евангельская закваска проникает в реальную жизнь мира, в котором они живут и трудятся.
Огромные силы, формирующие мир – политика, средства массовой информации, наука, техника, культура, образование, промышленность и труд – именно те области, в которых миряне могут выполнять свою миссию. Если эти силы направляют люди, которые являются верными учениками Христа и в то же время – высококвалифицированными специалистами в соответствующей светской профессии, тогда искупляющая сила Спасителя действительно сможет преобразовать мир»
(Обращение папы Иоанна Павла П, г. Лимерин, Ирландия, сентябрь 1979).
Таким образом Церковь – эта «зримая организация и незримая духовная община», идет вместе со всем человечеством, разделяя с миром его земную учать, и является закваской и душой человеческого общества, которое должно обновиться во Христе и преобразоваться в Семью Божию.
Собор увещевает христиан, граждан двух городов, чтобы они, ведомые духом Евангелия, старались верно исполнять свои обязанности на земле. Отклоняются от истины те, кто зная, что мы не имеем здесь постоянного града, но взыскуем грядущего, думают, что по этой причине они могут пренебрегать своими обязанностями на земле, забывая, что они уже самой верою еще больше обязаны исполнять их, согласно призванию, к которому каждый призван
(GS 40.43)


И вот не пойму теперь – как же так получается. Богословие у нас прекрасное, не в пример католическому. А во многих церквях служения мирян Богу понимается как пение на клиросе. То самое служение мирян Богу, о котором говорят католики, и через которое Дух Святой работает в творении. По цитате того же Кураева со ссылкой на Льва Карсавина:

Если же «хула на Духа Святого» произнесена и Он признан ипостасью второго порядка, хотя бы и ценой противоречия с другими положениями символа веры, не может осуществлять полноту божественности и Его деятельность. А деятельность Его, по авторитетнейшим богословским толкованиям, заключается (поскольку речь идет о мире и людях), в усовершенствовании дела Христова, в полном и окончательном обожении (абсолютировании) мира

С католиками понятно, у них проблемы с филиокве. А у нас в чем проблемы? Неужели тоже в филиокве?
Ох уж это Филиокве...
Subscribe

  • ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ

    ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ 2. ***Песни*** и «мысли» *** хата моя стоїть нагорі десь високо під небом люди внизу ходять сумні але мені до них не треба…

  • ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ

    ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ 1. Карантин зимой в САДУ Все началось с вопроса… точнее еще раньше. Когда бабушка Оля, которая тога еще была не бабушка, а просто…

  • Богословие для верующих и неверующих

    Богословие для верующих и неверующих В карантине на балконе на четвертом этаже среди уходящих вверх ветвей деревьев который я называю САД получила…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 67 comments

  • ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ

    ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ 2. ***Песни*** и «мысли» *** хата моя стоїть нагорі десь високо під небом люди внизу ходять сумні але мені до них не треба…

  • ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ

    ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ 1. Карантин зимой в САДУ Все началось с вопроса… точнее еще раньше. Когда бабушка Оля, которая тога еще была не бабушка, а просто…

  • Богословие для верующих и неверующих

    Богословие для верующих и неверующих В карантине на балконе на четвертом этаже среди уходящих вверх ветвей деревьев который я называю САД получила…