olgaw (olgaw) wrote,
olgaw
olgaw

Category:

Суть христианства

По книге Романо Гуардини «Господь»

Если мы оглянемся назад, то увидим в египетском изобразительном искусстве яркий мотив, изображающий восседающих на престоле. Какая мощь, какой покой в этих образах богов и царей! Позже этот мотив вновь появляется в раннем греческом искусстве. В христианском варианте мы находим его в мозаиках первых веков и в живописи начала Средневековья. Затем он исчезает. Изображенные сидят, но не на престоле. Вместе с тем их позы становятся более беспокойными. Древнее восседание на престоле не было чем то застывшим, но движение выражалось мощью образа, его спокойствием, его внутренним содержанием. Теперь оно обретает чисто внешнее выражение. В позе сидящего уже нет монументальности, словно это не более чем мимолетное мгновение между приходом и уходом. Что-то переменилось в самих основах мироощущения. Если спросить современного человека, как он воспринимает жизнь, то ответ в различных вариантах всегда сводится к одному и тому же: жизнь – это усилие, поиски цели и стремление к ней, творчество, разрушение и новое творчество, то, что бурлит и находится в движении, несется потоком и бушует. Поэтому современному человеку трудно почувствовать, что жизнь есть также и могучее присутствие, сосредоточенная в себе сокровенность, сила, парящая в спокойствии. По его представлениям, жизнь неотделима от времени. Она – изменение, переход, постоянная новизна. Той жизни, которая выражается в длительности и устремляется к вечной тишине, он не понимает. Если ему случается представить себе Бога, то он думает о Нем, как о Творящем без устали. Он склонен даже представлять себе Его Самого в постоянном становлении, созидающим Себя на пути от бесконечного прошлого к столь же далекому будущему. Бог, пребывающий в чистом настоящем, Сам Себя исчерпывающий в невозмутимой реальности, не говорит ему ничего. И если он слышит о «вечной жизни», которая должна быть исполнением всякого смысла, то легко приходит в замешательство: что это за существование, в котором ничего не происходит?... Престол означает величие Бога, пребывающего в чистом настоящем, - Живого в вечной тишине, Того, Который во вневременной непреложности своей воли сотворил все, управляет всем. Перед Ним земное творчество и борьба преходящи, и их притязания на то, чтобы быть подлинной жизнью – безрассудны.
Стр. 374
Согласно Откровению, смысл истории состоит в совершении искупления.
Для Бога это значит, что должна осуществиться Его воля и что число избранных должно стать полным, а для человека это значит, что он должен принять решение за или против Христа. Привлечение избранных и принятие решения продолжаются вплоть до поставленного предела. Когда мера времени исполнится, придет конец. Таким образом, с христианской точки зрения, все исторические события имеют целью выявить эту суть. Все время возникают новые ситуации, в которых достигается эта цель.
Стр. 771

Мои комментарии.
Прочла и подумала – о Господи, полное число избранных - это что? Это то число людей, на которых хватило Божественной любви, чтобы вызвать их из небытия к бытию? Какие Свидетели Иеговы расписали подобным образом Божественную Мечту?
Я думаю, данный текст – суть кризиса христианства, и честно говоря, я впервые, прочитав в общем то немало современной богословской литературы, встречаю подобный текст.
Это истина, это произошло. Менталитет многих из нас изменен, мощный неподвижный египетский болв… ой, Бог отнюдь не привлекает большинство людей 21 века. Равно как и не привлекает их страшн… ой, странная, неподвижная, неизменная Вечность. Не у всех, но у многих – действительно изменен.
Это изменение есть факт реальности, кстати автора судя из текста оно не коснулось, а вот меня коснулось, и настолько, что я возврата к египетской ментальности просто и не хочу, и очень надеюсь, что его не произойдет.
Этот факт реальности пронзительно объявил Александр Шмеман, иными словами, но именно этот факт
Была «христианская мечта»: во имя ее все лучшее уходило в служение. Этой мечты – признаем это – больше нет.(Александр Шмеман, Дневники, стр. 369)
Это есть, как факт реальности, и при такой катастрофе обычно религия, религиозная цель которой перестает быть мечтой – становится мертвой религией.
Это с точки зрения человека, нашей мечты. Но зададим иной вопрос – как соотносится мечта древних о неподвижном Боге и неизменной Вечности – с христианством, с Его мечтой, выраженной в Откровении?
Где в Откровении неподвижный египетский болван? Да нет Его, даже в Ветхом Завете, Бог то гневается, то сожалеет… А мы говорим – антропоцентризмы, да, конечно, антропоцентризмы, попытка передать действия непознаваемого Бога нашими человеческими понятиями – но неподвижность то тут при чем?
О Новом я уже и не говорю – давайте просто посмотрим, обращаясь к интуиции. Вот Божество египетское, вот Будда, вот Христос. Кто более похож на Божество египетское – Будда или Христос?
Думаю, вопрос риторический. Но не зря в последнее время особенно в католическом богословии встречаю дифирамбы Будде и Буддизму. Это мол наиболее близкая к христианству религия. Да ничего подобного, буддизм и христианство – просто совершенно противоположно направленные религии, но буддизм, это действительно надо признать, наиболее близок к религиозной мечте для христиан неизмененного менталитета.
Итак, человечество разделилось, а Бог? Ради чего отдал Он свою жизнь?
Чем неизменный Болван лучше Бога Живого? Чем неизменная Вечность лучше бесконечного процесса вечного совершенствования? Бог силен создать абсолютно наилучшее мироздание? А создать мироздание, не имеющее предела в своем совершенстве Он что – не силен?
И самый главный вопрос – какое это имеет отношение к греху? Чем любящий динамику грешнее любящего статику – или наоборот?
Изменение менталитета произошло не на пустом месте. Мироздание оказалось не статичным, динамичным, и динамика эта не замкнута в кругу как у греков, результирующая изменений явно идет вверх. Этого просто не знали христиане 2000 лет назад, и из двух данных им возможностей – бесконечного языческого вращения по кругу и и абсолютно наилучшей неизменной Вечности – они выбирали наилучшую. Но оказалось, Бог творит третий, непредусмотренный вариант, и большая часть человечества его принимает, и он может стать новой христианской мечтой. Действительно достойной того, чтобы не только люди, но и Сам Бог отдал за нее Свою жизнь!
Так что не надо путать христианство с буддизмом.
И думаю, живи Отцы сейчас, знай они то, что мы уже знаем – не предпочли бы они статику динамике.
Subscribe

  • ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ

    ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ 2. ***Песни*** и «мысли» *** хата моя стоїть нагорі десь високо під небом люди внизу ходять сумні але мені до них не треба…

  • ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ

    ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ 1. Карантин зимой в САДУ Все началось с вопроса… точнее еще раньше. Когда бабушка Оля, которая тога еще была не бабушка, а просто…

  • Богословие для верующих и неверующих

    Богословие для верующих и неверующих В карантине на балконе на четвертом этаже среди уходящих вверх ветвей деревьев который я называю САД получила…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments

  • ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ

    ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ 2. ***Песни*** и «мысли» *** хата моя стоїть нагорі десь високо під небом люди внизу ходять сумні але мені до них не треба…

  • ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ

    ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ 1. Карантин зимой в САДУ Все началось с вопроса… точнее еще раньше. Когда бабушка Оля, которая тога еще была не бабушка, а просто…

  • Богословие для верующих и неверующих

    Богословие для верующих и неверующих В карантине на балконе на четвертом этаже среди уходящих вверх ветвей деревьев который я называю САД получила…