olgaw (olgaw) wrote,
olgaw
olgaw

Category:

А без веры – как мне дальше жить?


Давно, еще в средние века, богословы и философы (обычно в одном лице) любили рассказывать о всяких чудесах. И люди верили, да и как было не верить, ведь они не только рассказывали, но тут же приводили и весомые доказательства – костры, сапоги и прочее. И я бы верила, если б тогда жила
Прошло время, и в дни моей молодости философо-богословов сменили просто философы, зато воинствующие. Они тоже любили рассказывать о чудесах, и люди верили. Да и как было не верить, если они не только рассказывали, но и приводили доказательства, правда уже не столь весомые, как раньше, но тоже вполне убедительные, в диапазоне от лишения высшего образования до всяких там психушек и гулагов. И я разумеется тоже верила вместе со всеми.
Но прошло еще время, и воинственных философов сменили мирные богословы, но они тоже любят рассказывать о чудесах.
Вот например католический очень известный богослов почти слово в слово повторяет мне рассказы о тех чудесах, о которых в дни моей молодости рассказывали воинственные философы.
«Мы пытались понять дух и материю, не разделяя их, как связанные друг с другом, неразделимые, но при этом и несводимые друг к другу моменты единого человека. Этот неустранимые плюрализм моментов единого человека может быть высказан и таким образом, что мы выскажем сущностное различие между духом и материей. Но такое различие не следует понимать как сущностное различие двух сущих, которые встречаются друг с другом лишь после того, как они сами уже имели собственное бытие и сущность. … О внутренней связи этих величин можно, рассматривая временную протяженность их взаимоотношения, не смущаясь сказать, что материя по своей внутренней сущности развивается в направлении к духу.»
«Отсюда должно, вероятно стать понятным, что действительно высшая, более сложная организация может явиться шагом на пути к сознанию и в конечном итоге к самосознанию, если по меньшей мере самосознание включает в себя подлинное сущностное трансцендирование материального по сравнению с предшествующим его состоянием.

(Карл Ранер. «Основание веры». Стр. 255, 257)
Конечно, богослов Ранер пишет очень сложно, каждая фраза как у истинного немца на пол страницы, пока до конца дочитаю, начало уже забыла, и не понять, что ж там в конце концов сущностно трансцендирует. Но зато католический в одном лице богослов и физик как и положено настоящему ученому ставит все точки над «и»
«Язык мозга – это электрические сигналы, распространяющиеся вдоль нервных волокон от нейрона к нейрону через синаптические щели. В этом случае «незаконный скачок» состоит не в переходе от чисто лингвистического уровня к чему-то внешнему, , что он описывает, но, скорее, в создании чего-то реального, не существовавшего прежде, а именно сознания»
(Михаил Хеллер. «Творческий конфликт». Стр. 169).
Правда и тут не совсем понятно, то ли сами сигналы сознают, то ли порождают нечто сознающее, видать физики еще над этой проблемой работают.
Богословы- протестанты давно уже знают об этом чуде и давно о нем рассказывают. Вот например опять богослов и физик в одном лице (похоже что физики стали заменять в этом тендеме философов средних веков) пишет
«Доминирующей стратегией в западном мышлении нового времени — с I по начало XX века — был дуализм, идея того, что люди состоят из двух разных субстанций: материальной и ментальной. Интеллектуальным святым - покровителем этой точки зрения был Рене Декарт»

«Важнейшее для человека понятие — это понятие «непрерывной личности», связывающей золотоволосую юность с седой старостью. (По крайней мере это так для западной мысли. В восточной традиции отдельная личность чаще считается иллюзией, от которой необходимо освободиться. В данной книге мы будем придерживаться западной точки зрения.) Одна из привлекательных черт дуализма заключается в том, что он наделяет каждого человека духовной составляющей — душой, которая выступает в качестве носителя личности и которая обеспечивает каждому идентификацию в этой жизни и за ее пределами. Однако, смысл предшествующего аргумента был в том, чтобы, отвергнув дуализм, воспринимать человека как психосоматическое единство — «скорее одушевленное тело, чем воплощенную душу», согласно известной фразе. Именно так древние иудеи, видимо, представляли себе человечество, и такой психофизиологический способ описания —доминирующий, хотя и не единственный, в Библии. Согласно одному из тех немногих пунктов, касающихся человечества, по которым сейчас наблюдается значительное единство мнений, люди должны восприниматься как единства, а не как некие духовные существа, живущие в плотских телах.
Это не значит, что теперь следует воздерживаться от разговора о душе вообще - такой запрет представлял бы значительную сложность для богословия. Это скорее означает переопределение понятия «душа». По существу, оно должно означать «истинное Я». Разумеется, это «истинное Я» — не просто тот материал, который составляет мое тело в какой-то определенный момент моего существования. Атомы в каждом из нас постоянно заменяются путем еды и питья, а также благодаря износу, следовательно, они не могут быть источником нашего ощущения «непрерывной личности». Скорее, наоборот, можно предположить, что личность складывается из какого-то невероятно сложного структурного образования («узора»), согласно которому организована материя.»

(Д. Полкинхорн. Наука и богословие. )

Вот так, двадцать веков шли в одну сторону, а теперь пошли в другую. Ну протестантам конечно не привыкать, дело обычное.
Я кстати прочтя это лет пять назад решила, что это они, протестанты, и пошли в другую сторону, а за ними католики. Но теперь, после двух лет вольных слушаний в Фоме, знаю, нет, первыми пошли католики, и путь этот новый заложил за семь веков до смены направления св. Фома, с легкой руки Аристотеля обозвав душу формой материи.
Прослышав про чудо, православные естественно встревожились. Да и как не встревожиться, ведь чудеса – это если можно так сказать в богословии их каноническая территория. А тут вторгаются какие то там рационалисты католики с либеральными протестантами, так глядишь и захватят всю территорию. Нет, чудо им отдавать никак нельзя было, и православный ответ последовал на самом высоком уровне, как и положено в православии со ссылкой на святоотеческий опыт.
«Четвертая характеристика человеческой личности, упоминаемая патриархом Варфоломеем, - целостность, интеграция, инклюзивность. Личность – неделимое единство тела и души, и в православной богословской антропологии духовное неотделимо от материального»
(Епископ Каллист (Уэр). Предисловие к книге Патриарх Варфоломей. «Приобщение к таинству»).
В общем, протестант прав, богословы с новым пониманием антропологии согласились по всем трем основным конфессиям. И я бы согласилась, да вот беда – не умею я в чудеса верить без доказательств. А тут ведь не какое то там слабоватое чудо, как то космос за 7 календарных дней или солнце остановленное, что если вдуматься, и не чудеса вообще, а просто логическое следствие из атрибута Бога Всемогущий. Но ведь электросигналам никто атрибут Всемогущие не приписал, как же без доказательств мне в такое чудо поверить?
Я уже и не мечтаю о тех убедительных доказательствах, что были в средние века или дни моей молодости. Но хоть самое плохонькое доказательство должно же быть! Ну например скидка на квартплату или понижение цен. И ведь как просто доказать – показываешь справку о вере в сознающие электросигналы – плати на 20 процентов меньше. Тогда и вера сразу появилась бы. А без доказательств – откуда ж она возьмется? А без веры – как мне дальше жить???
Subscribe

  • ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ

    ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ 2. ***Песни*** и «мысли» *** хата моя стоїть нагорі десь високо під небом люди внизу ходять сумні але мені до них не треба…

  • ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ

    ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ 1. Карантин зимой в САДУ Все началось с вопроса… точнее еще раньше. Когда бабушка Оля, которая тога еще была не бабушка, а просто…

  • Богословие для верующих и неверующих

    Богословие для верующих и неверующих В карантине на балконе на четвертом этаже среди уходящих вверх ветвей деревьев который я называю САД получила…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ

    ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ 2. ***Песни*** и «мысли» *** хата моя стоїть нагорі десь високо під небом люди внизу ходять сумні але мені до них не треба…

  • ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ

    ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ 1. Карантин зимой в САДУ Все началось с вопроса… точнее еще раньше. Когда бабушка Оля, которая тога еще была не бабушка, а просто…

  • Богословие для верующих и неверующих

    Богословие для верующих и неверующих В карантине на балконе на четвертом этаже среди уходящих вверх ветвей деревьев который я называю САД получила…