olgaw (olgaw) wrote,
olgaw
olgaw

Category:

"Едите ли, пьете ли..."

К экзамену по Посланиям апостолов отец Петр (в Фоме) сказал написать 5-6 листов по тексту послания

1 Кор.10 :31. Итак, едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте во славу Божию.

1 Коринфянам ап. Павел написал, находясь в Эфесе, датируется 56-57 гг., аутентичность не оспаривается. В .Коринфе в это время существовала христианская община из недавно обращенных иудеев и язычников, в мультинациональной, мультикультурной и мультирелигиозной среде, известной своей распущенностью. Это обстоятельство отражалось на внутреннем состоянии общины, где образовалось множество проблем. К ним относятся разделение христиан, ошибочное богословие, серьезные грехи в области морали, в частности сексуальных отношений. В своем послании ап. Павел называет указанные проблемы, высказывает свое отношение к ним и необходимость и пути их преодоления. В послании также рассматриваются важные вопросы экклесиологии, христологии и другие.
Внешние обстоятельства и внутренние проблемы, при которых было написано 1Кор чрезвычайно напоминают ситуацию нашего времени, что делает это послание удивительно актуальным в наши дни.
Рассмотрим далее отрывок
1 Кор.10 :31. Итак, едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте во славу Божию.
Чтобы понять, о чем шла речь, надо рассмотреть этот отрывок в контексте окружающих его
1 Кор. 10 – 23-32
Все мне позволительно, но не все полезно. Все мне позволительно, но не все назидает.
Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.
Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;
Ибо Господня земля, и что наполняет ее.
Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, - то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.
Но если кто скажет нам: «это идоложертвенное», - то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести: ибо Господня земля и что наполняет ее.
Совесть же разумею не свою, а другого; ибо для чего моей свободе быть судимой чужой совестью?
Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?
ИТАК, ЕДИТЕ ЛИ, ПЬЕТЕ ЛИ, ИЛИ (ИНОЕ) ЧТО ДЕЛАЕТЕ, ВСЕ ДЕЛАЙТЕ В СЛАВУ БОЖИЮ.
Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией

Раймонд Браун в книге «Введениев Новый Завет» дает следующий комментарий на этот текст.
«Поскольку многие участники- это одно тело, участие в евхаристии несовместимо с участием в идолопоклоннических жертвах, которые фактически приносятся демонам и делают людей соучастниками демонов. Нельзя участвовать одновременно в практике Господа и в трапезе демонов» и тут же еще в ссылке
«В 8:1-6 и 10:23-32 Павел указывает, что поскольку языческие боги – это не боги, пища, пожертвованная им, такая же, как и всякая другая пища. Но активное участие в жертвоприношении этим богам – не вопрос безразличия».

Итак, речь идет о следующем. Во времена ап. Павла мясо закланных в жертву языческим богам животных продавалось на базарах, его покупали и ели. Возникал вопрос – могут ли это мясо есть христиане? Павел дает удивительно трезвый ответ – мясо есть можно, оно никак не меняется от совершения языческих ритуалов, мясо, как и все, что создано Богом, Господне. Поэтому любое мясо можно есть, не задаваясь вопросом, каким способом было убито животное. Но если человек считает, что поедая это мясо он каким то образом участвует в жертвоприношении идолам – то этот человек это мясо есть не должен, для него это будет грех. Не потому что грехом является факт поедания мяса, а потому что он делает то, что сам считает грехом.
А далее Павел добавляет – если я ем мясо, что для меня грехом в силу моей убежденности не является, но этим подаю соблазн другому, для которого это в силу его убежденности грех – я откажусь от поедания мяса (в его присутствии).
Казалось бы – давно уже нет идоложертвенного мяса, вопрос совершенно неактуален в наши дни. Как ни удивительно, он вдруг стал актуальным как никогда в православии. Сейчас не единицы маргиналов, а многие православные отказываются от идентификационного кода, речь уже идет об отказе от паспортов, и вообще от многих благ в связи с поисками в компьютерных кодах апокалиптического числа 666. Люди и так небогатые, обычно пенсионеры, реально ставят себя на грань нищеты, отказываясь иметь необходимые в наше время документы. Как тут не вспомнить ап. Павла и не сказать – грех – это служить сатане. Вот когда ругаешься с соседкой – это грех, служишь сатане. А чисел греховных нет, все числа Господни, от Бога. Церковь в этих условиях приняла решение в согласии с рекомендациями ап. Павла – иметь документы с кодами не есть грех, но если человек считает это грехом, он может поступать согласно с решением его совести. Конечно, хорошо когда иерарх в этой ситуации действует как один умный епископ, который объявил своим священникам, что для всех отказавшихся в их приходах от документов будет требовать, чтобы приход, включая и священника брал далее их на материальное обеспечение – у него в епархии сразу число граждан без документов резко сократилось. Куда хуже когда болезни мясо- и число- борчества подвержен и сам епископ, примеры такого тоже есть, но тогда это уже решается на высоком уровне.
Итак, подводя итог, можно сказать, что смысл данных текстов послания Павла был совершенно понятен и самому ап. Павлу, и его современникам, и современным комментаторам, и нам, людям 21 века, и он удивительно оказывается актуальным и в наши дни.
А теперь постараемся взглянуть далее, за итогом сказанного. Мы считаем, что в посланиях апостолов, как и во всех текстах, вошедших в канон Евангелия, автором текстов является не только написавший их человек, но и Бог. Именно в этом и заключается тот глубинный смысл текстов Библии, которые они имеют для нас – это не просто мнения пусть самых умных и образованных людей, это еще послание нам от Бога. Не найдется ли в рассмотренном тексте некое послание от Бога уже не к современникам ап. Павла, и не к плохо катехизированным или вовсе некатехизированным современным маргиналам, а к нам, нормальным христианам, живущим в 21 веке, которым как всем нормальным людям понятно, что и мясо, и числа – от Господа? Возникли ли у нас, в 21 веке, новые проблемы, решение которых можно искать в рассматриваемом отрывке 1 Кор.
Итак, вернемся к тексту
1 Кор.10 :31. Итак, едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте во славу Божию.
Наше время – время удивительного изменения мировосприятия. Статичный неподвижный неизменный от сотворения до Второго пришествия мир (космос) оказался миром динамичным, меняющимся, развивающимся. И оказалось что в этом развивающемся мире человечество от момента своего возникновения и по наши дни кроме того что оно грешит а далее с приходом Христа спасается еще меняет окружающую среду, то есть активно участвует в процессе дальнейшего изменения и развития материального космоса. Как относится к этому христианину?
Можно ли и далее спасаться, не отвечая на вопрос – это дальнейшее изменение материального космоса есть часть плана Бога, входит ли дальнейшее появление новых материальных форм в процесс Божественного домостроительства и предусматривает ли Бог участие человечества в нем? А если нет, если это Богом не предусмотрено – то как можно спастись, принимая в этом участие? Как можно служить одновременно Богу и идолу?
Взрослый человек проводит на работе примерно 40 часов в неделю, плюс время, затраченное в молодости на получение профессии. Хочет он или нет, прямо как ученый или конструктор и косвенно как пекарь или дворник – он участвует в глобальном процессе дальнейшего развития космоса, которым занято человечество, хочет того он или нет – результаты его деятельности будут задействованы в этом развитии, даже если он просто подметал двор или выпекал булочки, и если это развитие не входит в план Бога, то как можно спастись, служа несколько часов в выходной день Богу и большую часть времени фактически результатами своего труда идолу?
Это есть проблема наших дней, ее не было в сознании современников ап. Павла. Ее не было еще многие века в сознании людей и после ап. Павла, и хотя человечество безусловно меняло материальный мир от момента своего возникновения, и более того, было поставлено в такие условия, что не могло его не менять, но изменения происходили столь медленно, что современникам не были заметны: как отцы наши и деды жили, так и мы живем, так и дальше будем жить. Вплоть до Второго Пришествия, когда Бог всех воскресит на новой (материальной) земле в новых (материальных) телах, которые тут же и сотворит в момент Второго Пришествия.
Реальность оказалась иной, реальность ставит перед христианами 21 века новые, неизвестные раннее вопросы. Уже нельзя «просто работать», не вникая, чему фактически служат результаты труда (ср. просто есть мясо, не вникая в источник его происхождения). Со времени осознания нестатичности окружающего мира и места человечества в происходящих изменениях уже нельзя далее обходить молчанием вопрос, в планах Кого или кого эти изменения. «Осторожно, возможно идоложертвенное» - фраза уже прозвучала, и далее нельзя уже ни во что не вникать «ради спокойствия совести» .
Никто наверно не почувствовал и не озвучил эту проблему с такой болью и остротой, как Тейяр де Шарден, в его «Божественная среда»
«С точки зрения догматики нет ничего более несомненного, чем возможность освящения человеческой деятельности: «И все, что вы делаете, - говорит ап. Павел, - делайте во имя Господа Иисуса Хориста». И самой строгой христианской традиции хорошо знакомо выражение «во имя Господа Иисуса Христа», что означает: в тесном единении с Господом нашим Иисусом Христом. Не сам ли ап. Павел, призвав «облечься во Христа», создал затем ряд знаменитых понятий, каждая буква которых полна глубочайшего смысла: «Collaborare, compati, commori, con-ressuscitare?». В них выражается убеждение, что вся человеческая жизнь должна в некотором роде приобщаться к жизни Христа. Жизнедеятельность, о которой здесь идет речь, не ограничивается, конечно, лишь одними религиозными действиями или делами милосердия (молитвой, постом, милостыней и пр.). Ведь церковь провозглашает, что освящению подлежит человеческая жизнь целиком, вплоть до самых ее «естественных» сфер. «Едите ли, пьете ли…» - говорит ап. Павел. Это доказывает история Церкви. Во всем - в истинах, торжественно провозглашаемых ее архипастырями и учителями, в личном их примере, в смиренных наставлениях, даваемых каждым священником в таинстве исповеди, - деятельность Церкви всегда была направлена на то, чтобы возвысить, одухотворить, обожить государственный долг, поиск истины, развитие человеческой активности.
Этот факт неоспорим. Но его узаконенность, то есть его логическая связь с самой глубиной христианского духа, не так очевидна. Почему же перспективы Царства Божия, раскрываясь не нарушают порядка и равновесия нашей деятельности: Как верящий в Небо и Крест может продолжать искренне верить в ценность земных дел? Каким образом именно благодаря своему христианскому мировоззрению верующий может от всего сердца предаться исполнению человеческого долга так же, как он предается Богу? На первый взгляд это неясно, и неясность эта смущает на самом деле больше умов, чем обычно думают.
В зависимости от внутренней силы человека, конфликт может окончится одним из трех способов: или христианин, подавив свой вкус к чувственному миру, заставит себя интересоваться только чисто религиозными предметами и попытается жить в мире, обожженном путем исключения земного; или, раздраженный стесняющим его внутренним сопротивлением, он оттолкнет прочь евангельские заповеди и решится жить, как ему покажется, настоящей, человеческой жизнью; или, что бывает чаще всего, он откажется от попытки понять и, до конца не предавшись ни Богу, ни миру, несовершенный в своих собственных глазах, неискренний в глазах людей, он смирится с двойной жизнью. Я говорю на основании опыта, который трудно забыть.»
Думаю, указателем пути для решения проблемы должны служить именно эти слова ап. Павла 1 Кор.10 :31. Итак, едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте во славу Божию.

К сотворчеству с Богом в проявлении материального творения с момента своего возникновения привлекается человечество, но у христиан более ответственная задача – осознанное сотворчество. Нет никаких неизвестно для кого и чего выполняемых дел, все, что христианин не оценивает как прямое или косвенное участие в Божественном творчестве, в преобразовании и улучшении мира, в возрастании любви и гармонии в мире есть грех. Любая сфера человеческой деятельности, которая не будет оценена Церковью как сотворчество с Богом закономерно и неизбежно станет источником греха. Христианский мир – это не пристанеще для слабых, которые не могут всецело предаться Богу, Богу невозможно предаться наполовину, как невозможно наполовину любить. Христианский мир – это монастырь, где миряне с утра до ночи молятся Богу - семьей, работой, всеми повседневными делами своей жизни. Мир – это Опус Деи, опыт которой должен быть распространен на весь христианский мир.
«Не устаю повторять: мы – созерцатели в миру, стремящиеся обратить свою работу в молитву.
Святость слагается из подвигов. Значит, работая, мы должны героически доводить до конца порученное нам дело, даже если оно – одно и то же, постоянно, день за днем.
Человеческое существование со всеми его повседневными и обычными занятиями обладает божественным смыслом, смыслом вечности.
Освящать свой труд – не химера, а задача любого христианина. И твоя, и моя.
Святость, которой ждет от тебя Господь, достигается в повседневном труде, что совершается с любовью к Богу.
Бог призывает нас через события повседневности.
Свой молчаливый труд может и должен стать молитвой, претворяющейся в реальный разговор с нашим небесным Отцом.
Где ваша любовь, ваша работа, воплощение ваших стремлений – там место вашей повседневной встречи с Христом»


Святой Дух говорил не только в первом веке через ап. Павла, Он и теперь имеет что нам сказать – и через ап. Павла, и через св. Хосемарию.
Subscribe

  • ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ

    ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ 2. ***Песни*** и «мысли» *** хата моя стоїть нагорі десь високо під небом люди внизу ходять сумні але мені до них не треба…

  • ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ

    ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ 1. Карантин зимой в САДУ Все началось с вопроса… точнее еще раньше. Когда бабушка Оля, которая тога еще была не бабушка, а просто…

  • Богословие для верующих и неверующих

    Богословие для верующих и неверующих В карантине на балконе на четвертом этаже среди уходящих вверх ветвей деревьев который я называю САД получила…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments