olgaw (olgaw) wrote,
olgaw
olgaw

Category:

Темы в продолжении…

Эти темы я открываю в продолжении

Во первых в продолжении долгих обсуждений с взаимным френдом
religioznik разных богословских проблем
Во вторых, в продолжении некоторых своих раннее написанных текстов
В третьих, в продолжении моих летних чтений некоторых поистину замечательных книг

Итак, продолжение первое.



В продолжении тем
http://olgaw.livejournal.com/39694.html
http://olgaw.livejournal.com/40306.html
http://olgaw.livejournal.com/40685.html

И чтения книги
Стенли Гренц, Роджепр Олсон. Богословие и богословы ХХ века.

А также как ответ на текст religioznik
Эта вера основана на мифологизации личности некого реального проповедника по имени Иисус из Назарета. Много книг на эту тему написано

Конечно, книга великолепная, великолепная онтология современного богословия, в основном либерального, но не только. И прочтя ее на едином дыхании, еще больше утвердилась в понимании, что с богословием делать что-то надо. Но не то, что делают богословы

Если уже разработано с сотню «христианских» богословий, от ортодоксальных до богословия смерти Бога, то вряд ли стоит продолжать идти по этому пути в надежде, что наконец то появится «истинное» богословие, такое, что и овцы будут целы, и волки сыты. То есть и устаревшие понимания сохранятся, и с современным менталитетом проблема будет решена. Если это до сих пор не получилось, наивно ожидать, что найдется гениальный богослов, у которого наконец получится. Менять надо, но не христианское богословие, а отношение к богословию вообще.
И что самое интересное, но мне представляется, что если пойти таким путем, то в обычном ортодоксальном христианском богословии ровным счетом ничего менять не придется вообще
Итак, попробуем. Будем называть религией, как я уже и раньше мимоходом делала, модель взаимодействия человечества с Богом. Попробуем ответить на Ваш текст, исходя из такого понимания

Рассмотрим очень очень грубую аналогию – религиозную модель взаимодействия клеточной культуры с человеком. Ведь человек по отношению к клеткам грубо почти как Бог, всемогущий, невидимый, непознаваемый
Рассмотрим две возможные модели.
Модель первая, назовем ее Чашка. Пусть Клеточный Бог занялся экспериментом, для целей которого ему нужна культура клеток в Чашке Петри. И вот он берет чашку, создает среду обитания, поселяет клетки и наблюдает. И видит – что то не то, клеткам плохо, погибает культура. Он делает анализы, ищет причину, лекарство, лечит клетки и культура опять процветает. Это грубая модель 1
Модель вторая, назовем ее Нога. Клеточный бог вживляет культуру например в пятку своей левой ноги. Смотрит – с культурой что-то не то, клеткам плохо, место покраснело, припухло, культура погибает. Он анализирует, ищет лекарство, лечит культуру, и культура клеток опять процветает. Это грубая модель 2.
Похоже? Одно и то же?
А разница есть? А в чем разница?
А вот разница есть, и огромная. В первом случае – смотрит, находит причину, успешно лечит. Во втором случае – а вот во втором случае, кроме того, что смотрит, находит причину, успешно лечит, кроме этого того же что и в первом, ему, Клеточному богу, еще и Ой-Ой-Ой!
Вы видите разницу? Разницу в этих моделях – Вы видите?
Можно написать, что модель Нога есть модель Чашка, которая людьми просто неверно понимается? Нет, нельзя, потому что єто совершенно разные модели, и каждая из них может рассматриваться как истинная модель взаимодействия Клеточного бога с культурой клеток.
Чтобы сразу ответить всем возмущенным ортодоксам, с обвинениями в пантеизме и прочее – это всего лишь очень грубая аналогия. Но все же она выявляет, как мне кажется, суть отличия двух совершенно различных религиозных моделей, модели где Христос не Бог и христианства
Почему «религиозная модель», а не просто религия? Возвращаясь к грубой аналогии, потому, что и Чашка может быть не чашка, и Нога не нога, это всего лишь способы описать в человеческих понятиях то, что в человеческих понятиях неописуемо. Но модель от этого не меняется, ибо она утверждает не про чашки и ноги, а про то, что в христианской модели человек непосредственно взаимодействует с Самим Богом, и Богу при этом взаимодействии еще и Ой-Ой-Ой
Такая вот совершенно невообразимая модель, но мы в нее верим и она нам нравится
А если кто то не верит и она ему не нравится – никто его верить не заставляет. Равно как и не запрещает ему верить в любые иные модели, включая и модель Чашка. А вот чего делать нельзя – это использовать для иной модели то же название, что и для христианской
Христианство – это наш Бренд, мы его застолбили. Не нравится товар – не покупайте. Хотите производить свой – милости просим. А вот гнать свой товар под нашим брендом – это нельзя, это некрасиво, это в бизнесе просто не положено. Да и смысла мало, на обмане в бизнесе временно проехать конечно можно, но думаю уехать далеко не получится. А в богословии – тем более.
Subscribe

  • ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ

    ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ 2. ***Песни*** и «мысли» *** хата моя стоїть нагорі десь високо під небом люди внизу ходять сумні але мені до них не треба…

  • ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ

    ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ 1. Карантин зимой в САДУ Все началось с вопроса… точнее еще раньше. Когда бабушка Оля, которая тога еще была не бабушка, а просто…

  • Богословие для верующих и неверующих

    Богословие для верующих и неверующих В карантине на балконе на четвертом этаже среди уходящих вверх ветвей деревьев который я называю САД получила…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ

    ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ 2. ***Песни*** и «мысли» *** хата моя стоїть нагорі десь високо під небом люди внизу ходять сумні але мені до них не треба…

  • ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ

    ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ 1. Карантин зимой в САДУ Все началось с вопроса… точнее еще раньше. Когда бабушка Оля, которая тога еще была не бабушка, а просто…

  • Богословие для верующих и неверующих

    Богословие для верующих и неверующих В карантине на балконе на четвертом этаже среди уходящих вверх ветвей деревьев который я называю САД получила…