olgaw (olgaw) wrote,
olgaw
olgaw

Categories:

Богословы и их богословие

По книге Стенли Гренц, Роджер Олсон

«Просвещение не только возвеличило человека своими оптимистическими взглядами в области антропологии, но и полностью изменило представление о человеческой личности, существующее в средневековом богословии. В этом вопросе, как и во многих других, век разума опирался на достижения Возрождения. Человек утратил пассивность и созерцательность средневековых идеалов и, испытывая неудовлетворенность окружающим миром, приступил к его преобразованию.

Большая перемена в мировоззрении, произошедшая в эпоху Просвещения, имела под собой прочное основание. Она стала естественным следствием различных общественных, политических и интеллектуальных факторов, благодаря которым человеческая история вышла на этот новый непростой этап»
(стр. 17)

Не скажу про все перемены эпохи Просвещения, но думаю, переход человека от пассивной созерцательности к преобразованию мира имел более чем сверхпрочное основание, ибо явился следствием Божьей воли, согласно Бытие 1:26

(по Барту )«Познание Бога – не врожденная способность человеческой природы или разума; оно возможно лишь потому, что Бог, по милости своей, открывается нам в Иисусе Христе, одновременно Боге и человеке. Мы либо видим в Иисусе Христе Путь, Истину и Хизнь, либо нет. Доказать эту истину невозможно. Более того, каждая попытка обосновать веру в Христа граничит с идолопоклонством, позволяя человеческому разуму судить Бога и его откровение»
(стр. 93)

Не убоявшись однако обвинения в идолопоклонстве, как и раннее, скажу. Доказать невозможно, но обосновать – возможно вполне. И не только методами естественного богословия, как то обычно и делается, но:
во первых, наблюдая плоды христианства, полученные более чем за полторы тысячи лет в духовной и материальной сфере
во вторых, наблюдая как за это время развернулась картина реальности, свидетельствующая о том, что вне христианства далее нас просто ожидает или стагнация, или самоуничтожение, то есть в любом случае тупик

«Сторонники процесса отвергли отжившие, по их мнению, представления о Боге как о … Неизменном и Бесстратсном Абсолюте… Вместо них они предложили новый (и для них актуальный) взгляд на Бога, где Божество рассматривается как участник временного процесса»
(стр. 193)

Богословы прошлого явно допускали ошибку, рассматривая материальную часть мироздания как некое статичное образование. Реальность показала, что материальный космос есть процесс
Но думаю, богословы современные допускают еще более серьезную ошибку, рассматривая осознающую часть мироздания как процесс. При этом не только самоидентификация Бога, но и самоидентификация человека вызывает большое сомнение

(по Мольтману) «Запредельность без трансцендентности, предложенная Блохом, превращает вечность в неопределенную бесконечность, а стремление к завершенности – в непрерывное бесцельное движение вперед»
(262)

Я понимаю, в тяжелейших условиях единственной мечтой замордованного раба было лечь и хорошенько отдохнуть. Но кому нужно сейчас стремление к завершенности, ну завершим, а что дальше, всю оставшуюся вечность чем заниматься будем?

«Ауэрбах решил провести сравнительный анализ библейских повествований и античной литературы. Результаты его исследований оказались весьма своеобразными. Библия, утверждал он, представляет нам существующий порядок вещей, призывая читателя войти в мир текста. Тем самым он попытался заставить герменевтику отойти от привычного стремления привнести текст в мир читателя. Идеи Ауэрбаха и других мыслителей вновь вызвали у богословов желание сосредоточить внимание на окончательной форме библейского текста, а не на истории его создания»
Стр. 418

Вот-вот, и я про то же, притом даже и без анализа античных текстов
http://olgaw.livejournal.com/55726.html
http://olgaw.livejournal.com/39694.html

И еще в заключение две цитаты, понравились

«необходимо научиться различать два вида истины и знания: «истина-оно» и «истина Ты». Первое применимо к миру вещей, а последнее – к миру людей. Между людьми и предметами существует фундаментальное различие; неумение понять его и найти ему применение во всех областях жизни лежит в основе всех философских заблуждений»
(стр. 110)

«Карла Ранера критикуют за высокий уровень абстракции, который многие отмечают в его богословских рассуждениях. Однажды он получил анонимную серию карикатур, изображающих его в роли №богословского эквивалента ядерного физика», выступающего перед толпой восхищенных последователей, один из которых, уже на другом рисунке, разъясняет сказанное группе популяризаторов его учения. После лекции такой популяризатор, в свою очередь, проповедует указанные идеи в церковной общине. Стоящий у стены Иисус, внимательно выслушав оратора, пожимает плечами: «Я ничего не понял»»
(стр. 361)

В общем книга замечательная, всем рекомендую найти
(www.colbooks.org) , купить и прочесть
Subscribe

  • ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ

    ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ 2. ***Песни*** и «мысли» *** хата моя стоїть нагорі десь високо під небом люди внизу ходять сумні але мені до них не треба…

  • ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ

    ПЕСНИ БАБУШКИ ОЛИ 1. Карантин зимой в САДУ Все началось с вопроса… точнее еще раньше. Когда бабушка Оля, которая тога еще была не бабушка, а просто…

  • Богословие для верующих и неверующих

    Богословие для верующих и неверующих В карантине на балконе на четвертом этаже среди уходящих вверх ветвей деревьев который я называю САД получила…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments